Рекомендации к правильному выбору буксировочного троса

26 декабря 2018

С наступлением слякотной осени и приближением зимних холодов множество автовладельцев констатирует факт, что в их наборе инструментов первой необходимости, всегда находящихся в автомобиле, нет троса для буксировки.

Запустить двигатель машины с толкача, вытянуть ее из грязи или снега – сложные задачи, зачастую просто невыполнимые без троса. Какие виды тросов существуют, как их прикреплять, каким образом полагается ехать в режиме буксировки, что делать категорически не рекомендуется - все эти вопросы мы и рассмотрим далее.

В наши дни автомагазины предлагают широкий ассортимент различных тросов: стальных, капроновых, переплетенных косичкой, ленточных и рулеточных. Как же автовладельцу в таком разнообразии найти трос, оптимально подходящий конкретно для его автомобиля? Каким факторам уделить особое внимание?

Длина троса

В кодексе ПДД строго прописано: длина троса - от 4 до 6 м, обязательно наличие на нем как минимум 2 красно-белых флажков площадью 20x20 см для наглядного обозначения сцепки. В рамках этих ограничений и следует выполнять поиск подходящего троса. Довольно часто производители, в большинстве случаев китайские, обозначают на изделии определенную длину, которая в реальности оказывается значительно меньше. Поэтому всегда следует производить собственноручное измерение.

Трос менее 4 м значительно осложнит процесс буксировки, поскольку чем меньше его длина, тем больше вероятность случайного столкновения буксировщика и буксируемого. С другой стороны, слишком длинный трос также доставит немало проблем. При его длине более 6 метров значительно сокращаются возможности дорожных маневров, особенно на поворотах и трассах с плотным движением.

Материал троса

Сталь

Стальной трос представляет собой конструкцию из множества сплетенных в пучок тонких проволок, поэтому обладает высокой прочностью. Однако подобные изделия не всегда и везде удобно использовать. Разумеется, по надежности они превосходят капроновые модификации, однако буксировка с их помощью сопряжена с целым рядом проблем:

- стальные тросы плохо амортизируют рывки, неизбежные при движении двух автомобилей в связке, что создает повышенные нагрузки на сцепные устройства как тягача, так и буксируемого;

- сталь имеет свойство ржаветь, поэтому для продления срока эксплуатации троса его следует беречь от неблагоприятных внешних факторов и периодически очищать, иначе в самый ответственный момент он попросту разорвется от перегрузки;

- гораздо приятнее взять в ладони мягкую капроновую веревку, нежели жесткий стальной канат, особенно без перчаток или на морозе.

Капрон

Если хочется избежать вышеперечисленных неудобств, следует отдать предпочтение капроновым тросам, которые бывают нескольких видов.

1. Ленточный.

Является самым популярным у автомобилистов по следующим причинам:

  • компактность хранения в скатанном в рулон виде;
  • легкость разматывания перед буксировкой и сматывания после ее завершения;
  • яркая расцветка, что даже без специальных флажков делает трос хорошо заметным;
  • самый выгодный вариант по соотношению стоимости и функциональных возможностей.

При выборе троса данного типа следует узнать его характеристики, наиболее важная из них - предельная разрывная нагрузка, которая должна минимум вдвое превосходить вес транспортного средства. Этого вполне хватит, чтобы при необходимости вытащить машину из плена рывком. Однако увлекаться этим не следует, поскольку функциональное предназначение ленточного троса - это именно буксировка.

2. Рывковый.

Не только для буксировки, но и для вытягивания транспорта из снега или грязи рывком предназначены сплетенные косичкой из пучка капроновых нитей тросы. Поэтому и стоят они значительно дороже ленточных. Принцип их действия основан на свойствах сжатия и растяжения материалов. Накопив энергию растяжения до некого предельного значения, трос начинает сжиматься.

Это приводит к тому, что соединенные между собой машины начинают сближаться. Водитель буксировщика, почувствовав момент максимального натяжения, резко нажимает на тормоз, после чего застрявший автомобиль плавно выдергивается из ловушки. Интересно, но многие почему-то полагают, что рывковый трос не годится просто для буксировки. Дескать, он слишком растягивается, что очень неудобно при неравномерном движении с частыми ускорениями и торможениями. В реальности рывковый трос растягивается лишь при экстремальных нагрузках, а в обычных дорожных условиях по своему поведению практически ничем не отличается от ленточного.

3. Трос-рулетка

Формально такой трос является ленточным. Главное его преимущество - отсутствие провиса при буксировке. Это обеспечивается наличием вспомогательного устройства, которое наматывает трос обратно на катушку, когда дистанция между автомобилями уменьшается, к примеру, при остановке на светофоре, и позволяет тросу растянуться до стандартного метража при возобновлении движения. Так решается проблема провисания троса, на который по неосторожности можно было бы наехать при сближении буксировщика и буксируемого.

Минус тот же, что и у стандартного ленточного троса - невысокая предельная рывковая нагрузка. Это ограничивает возможности его использования как в качестве рывкового средства для вытягивания забуксовавшего в грязи или снегу транспорта, так и для обычной буксировки массивных машин.

Как крепится буксировочный трос

Для крепления троса используются стандартные буксировочные отверстия (проушины), которые есть на большинстве автомобилей. Пару десятилетий назад было принято прикреплять трос диагонально: к левой проушине буксирной машины и правой проушине эвакуируемой.

За счет этого обеспечивалось небольшое боковое смещение между автомобилями относительно направления движения, что упрощало для буксируемого транспорта совершение необходимых дорожных маневров при торможениях и перестроениях. Сейчас воспользоваться этим способом почти невозможно, поскольку на большинстве современных машин есть только по одному буксировочному отверстию спереди и сзади.

Проушины также претерпели кардинальные изменения. Сегодня часто представляют собой ввинчиваемый в специальное гнездо буксирный рым, который необходимо вкручивать до упора, а затем, чтобы избежать его закусывания под нагрузкой, откручивать на пол-оборота. В стандартном варианте трос к проушине крепится крюками. Рекомендуется использовать кованые, а не литые крюки.

Существует и более прогрессивный метод крепления, обеспечивающий максимальную надежность: установить на концах тросов так называемые шаклы – петли с вкручиваемыми в них штырями.

Когда нет ни крюков, ни шаклов, крепление троса можно выполнить с помощью узла, однако не простого, который после буксировки вряд ли удастся развязать, а беседочного - так называемого булиня. Без знания метода и опыта вы не сможете завязать его перед буксировкой, поэтому попрактикуйтесь на досуге и доведите свои навыки пусть не до рефлекса, но до полной уверенности в способности это сделать.

Как правильно двигаться в связке

Прежде всего определите маршрут и набор условных жестов. Разумеется, сейчас у всех есть мобильники, однако дорожная ситуация всегда остается непредсказуемой и может измениться столь стремительно, что не окажется времени даже на обмен парой слов по телефону. Однако просигналить фарами либо клаксоном условное число раз почти всегда можно успеть.

Поскольку в наши дни включенным ближним светом уже никого не удивить, и на тягаче, и на буксируемом авто следует использовать аварийную сигнализацию. Тогда как впереди, так и позади едущим водителям будет понятно, что производится буксировка.

Ключ зажигания в эвакуируемой машине должен находиться в положении, не допускающем блокировку руля.
Автомобилю-тягачу разгоняться с места следует очень медленно, чтобы не допустить резкого рывка при полном натяжении троса, тогда как буксируемому нужно соблюдать такую дистанцию, чтобы при торможении трос не провисал. Поэтому процессом торможения должен управлять именно буксируемый, подавая соответствующие сигналы в ведущий автомобиль.

На поворотах, особенно перпендикулярных, буксир должен двигаться по как можно более длинной траектории, чтобы трос не слишком «срезал» углы.

Если трос используется для вытаскивания застрявшего в снегу или грязи транспортного средства, следует посередине набросить на него плед, коврик или иную подручную ткань. Если трос лопнет, тогда его более длинная оставшаяся часть свалится на землю, а не ударит по автомобилю или по находящимся вблизи наблюдателям. Впрочем, для предотвращения несчастных случаев перед началом выдергивания все заинтересованные лица должны отойти на безопасное расстояние.

Если необходимо запустить двигатель машины с помощью буксировки, следует понимать, что на скользкой дороге (зимой или в гололед) сделать это гораздо сложнее, нежели в нормальных условиях. Рекомендуется установить сразу третью или четвертую передачу, дабы не тратить время впустую, и корректировать ситуацию исходя из числа оборотов коленвала.